ОТЧЁТ О ГЕОПОЭТИЧЕСКОЙ ПРОГУЛКЕ С ПОДБОРКОЙ МАКСИМИЛИАНА НЕАПОЛИТАНСКОГО
одетые в зелень акторы и актёры (в алфавитном порядке):
Ульяна Баранова
Михаил Бордуновский
Нико Железникова
Владимир Кошелев
Артём Ушканов
Дано: карта Бутырского района, точки-ориентиры, расставленные в хаотичном порядке.
Задача: совершить геопоэтическую прогулку – переозначить пространство Бутырского района, дав новые имена выбранным точкам с опорой на материал подборки Максимилиана Неаполитанского «Ещё одна картография» («Флаги» №12). Перед началом чтения отчёта настоятельно рекомендуем вам внимательно ознакомиться с подборкой Максимилиана.
Аннотация: направляемые подборкой Максимилиана Неаполитанского, акторы и актёры перемещаются между заданными точками. Постантропоцентрическая парадигма в качестве основной и отправной интерпретативной стратегии. В процессе геопоэтической прогулки пространство переопределяется как мыслящее тело кита, а участники уподобляются пророку Ионе и странствуют внутри тела. Точки наделяются поэтическими именами из подборки Максимилиана Неаполитанского по принципу интерпретативного/ассоциативного соответствия. Кроме того, каждой точке присваивается название соответствующего органа в теле кита. Таким образом, пространство Бутырского района переозначивается и создаётся ещё одна картография.
ТОЧКА 1.
Изначальное имя: пристройка к Московскому молодёжному театру Вячеслава Спесивцева
Геопоэтическое имя: забытая подворотня тех эпистемологических нарезок
Орган: утроба
Геопоэтика в действии:
«мы – забытые подворотни тех эпистемологических нарезок,
о которых никто не напишет, не придёт к ним и не поставит вопрос:
а есть ли дерево, которое ещё никто не видел?..»
От станции метро Бутырская (отмечена звёздочкой) мы движемся в точку 1.
Перед нами – пристройка к Молодёжному театру Спесивцева со стороны двора. На ней десять миниатюр с тёмными силуэтами – они передают некоторые театральные сюжеты.
Приняв постантропоцентрическую парадигму за одну из ключевых стратегий, мы замечаем среди силуэтов женщину-кентавра и женщину-виноград.
Силуэты-тени наталкивают нас на мысль, что мы находимся в платоновской пещере, имея дело с эпистемологической проблематикой, отражённой в строке Максимилиана Неаполитанского о «забытой подворотне тех эпистемологических нарезок».
В действие врывается незнакомец с речью о неуместной пристройке к театру, от которой надо избавиться. Пристройку он называет сараем.
Тёмный, влажный, отторгнутый объект проявляется на наших глазах утробой кита, а мы оказываемся уподоблены пророку Ионе.
Теперь мы будем находить соответствия с внутренним устройством кита в каждом пункте.
ТОЧКА 2 (правая).
Изначальное имя: улица Руставели
Геопоэтическое имя: внутренний проспект хорошей фонетики
Часть тела: туловище
Геопоэтика в действии:
«…определение пола через потолок и потока через твоё
скольжение внутреннего проспекта хорошей фонетики
требование телесной дифракции прохождение света по воде…»
Мы выходим на улицу [Шота] Руставели и узнаём: имя Шота означает старую душу. «Шота не боится трансформироваться и податливый дух вдохновляет других исследовать свои собственные диапазоны движения», – подсказывает нам интернет.
Подобно Ионе, мы движемся внутри тела – тела, которое превратилось в улицу Руставели в результате телесной дифракции. Конечно же, на ум нам приходят строки Осипа Мандельштама: «Я хочу, чтоб мыслящее тело / Превратилось в улицу, в страну». В процессе геопоэтического передвижения мы буквально оказываемся на улице, в которую превратилось мыслящее тело (и внутри мыслящего тела, в которое превратилась улица).
Во дворе на улице Руставели обнаружена буква `Д, написанная на стене сразу за приоткрытой дверью одного из подъездов. Апостроф, вероятно, обозначает съеденную букву либо выполняет фонетическую функцию.
С этого момента начинается поиск одиночных букв.
В процессе геопоэтической прогулки мы одну за другой находим буквы `Д Е Я С К В …
Всё это позволяет нам определить улицу как внутренний проспект хорошей фонетики.
ТОЧКА 2 (левая).
Изначальное имя: улица Руставели, скульптура Я❤️МОСКВУ
Геопоэтическое имя: УЛ. РУБИНШТЕЙНА, Рубинштейн
Орган: сердце
Геопоэтика в действии:
«УЛ. РУБИНШТЕЙНА, 23»
«…в коробке пустой
где мама и папа становятся фото
становятся на фото вместе…»
Мы останавливаемся в парке у скульптуры «Я❤️МОСКВУ». Объект сразу же отвечает нам на вопрос об органе-соответствии.
Странствуя по телу кита, мы оказались в сердце.
Оказывается, что СЕРДЦЕ в композиции скульптуры может быть проинтерпретировано как РУБИНШТЕЙН – рубиновый камень (с нем. rubinstein). Ища соответствие в подборке Максимилиана, обнаруживаем, что небольшой отрезок ул. Руставели / внутреннего проспекта хорошей фонетики превратился в ул. Рубинштейна, что вполне закономерно в силу готовности носителя имя Шота к трансформации. Это относит нас к стихотворению «УЛ. РУБИНШТЕЙНА, 23».
Скульптура Я❤️МОСКВУ – это, во многом, объект для фото, и мы, наградив её новым значением – РУБИНШТЕЙН, принимаем в таком же качестве в наше переозначенное пространство города и становимся на фото вместе.
Линейная пространственная логика диктует нам желание сразу же попасть в точку 5, отражение которой на карте напоминает структуру мозга. Однако мы понимаем, что за время путешествия по телу уподобились кровяным тельцам, и прямое перемещение в мозг приведёт к инсульту – погубит кита, в котором мы странствуем. Очевидно, что нам необходимо пройти трансформацию: возможно она случится в одной из точек.
(заметки на полях)
(кожа)
Н.Ж.: Я ехала в метро, читая стихотворение «НЕ ТО. ИНДИЯ». Было очень жарко, и я подумала, что у нас с солнцем общая кожа.
(«…чистый юг мозга: толстые насекомые на сочных манго
их жужжание вдоль повозок на рынке, тоже кожа солнца…»)
(В оформлении использовано изображение из статьи J. Churnside et al., 2015. Thermal Footprints of Whales. Инфракрасный диапазон, поверхность моря. Кадры, фиксирующие температурные следы, которые оставляют за собой в движении киты)
ТОЧКА 3.
Изначальное имя: стройка
Геопоэтическое имя: печёночный признак праздника
Орган: печень
Геопоэтика в действии:
«ты – печеночный признак праздника,
машина ангелов,
на которой они каждый раз заезжают в
нашу обработку, очищая кровь листьев…»
Мы оказались перед лицом стройки: компания «ПИК» возводит на месте бывшего Останкинского молочного комбината высотные дома. Улица Руставели предстаёт перед нами с изнаночной стороны. Это самый тяжёлый пункт, в котором многие из нас чувствуют усталость и разобщённость.
Очевидно, это – печень. Здесь мы проходим очищение («очищая кровь листьев»), чтобы поступить в листву дерева, которое ещё никто не видел…
ТОЧКА 4.
Изначальное имя: магазин мебели «Волшебная сосна»
Геопоэтическое имя: дерево, которое ещё никто не видел
Орган: лёгкие
Геопоэтика в действии:
«…а есть ли дерево, которое ещё никто не видел?
призракология тяготеет к земле и к нашим зимним прогулкам,
невозможность их описать похожа
на видео по камасутре, где одетые в
зелень акторы и актёры показывают
геометрию жизни…»
Мы направляемся в точку 4 (по ходу движения и изучения онлайн-карт оказывается, что там должен быть расположен магазин мебели «Волшебная сосна»)
В точке 4 – ни одной вывески, закрытые ворота, закрытая проходная.
Это дерево, которое ещё никто не видел.
В этом пункте происходит трансформация.
Ворота – это сигнал о дереве, длящийся 600 секунд. (Китовый след сохраняется на воде до шестиста секунд). Мы попадаем в тороидальный вихрь, образованный прыжком кита. Благодаря его специфическим физическим свойствам мы находимся одновременно внутри и снаружи тела.
Анноминация: 1. будучи тотально схваченными вихрем, из Ионы мы превращаемся в ионы; 2. мы генерируем электрический заряд, который движется по нервной сети нейронов; 3. не утрачивая связи с Ионой, продолжая странствие внутри мыслящего тела кита, уподобляем кита нервной сети и становимся электрическим зарядом.
inspired by Anna Rodionova’s slides
(в оформлении использовано изображение нейрона: Original uploader was Nrets at en.wikipedia. Transferred from en.wikipedia, CC BY 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4331139)
Мы направляемся в мозг.
ТОЧКА 5.
Изначальное имя: Яблоневый сад
Геопоэтическое имя: чистый юг мозга
Орган: мозг
Геопоэтика в действии:
«…чистый юг мозга: толстые насекомые на сочных манго
их жужжание вдоль повозок на рынке, тоже кожа солнца,
общий сок как попытка выйти из экономики опыта мира…»
В самом начале пути, на здании театра, были замечены изображения пяти яблок (очевидно, на пятерых участников встречи), а рядом – символ коренного зуба. Сочетание знаков было истолковано как символ мудрости, познания добра и зла. Точка 5 на карте по своей структуре напомнила нам яблоко, вложенное само в себя, и, конечно, мозг, соответствие которому мы находим в тексте Максимилиана («чистый юг мозга»). Фактически это место оказалось яблоневым садом, примыкающим к Дмитровскому шоссе. Сложив все данные, мы понимаем, что достигли Эдемского сада. Мозг оказывается Эдемским садом.
При размышлении о географии Эдемского сада возникает забавное пересечение, связанное с самой сутью геопоэтической прогулки. Разговор о расположении Эдемского сада, о его картографии наталкивает на мысли о теории дрейфа материков. Мы же своей прогулкой вступаем в диалог с другой теорией дрейфа – Ги Дебора, и для нашей – ещё одной – картографии такой подход оказывается наиболее продуктивным.
надоело писать все 25 букв. ПОСТАНТРОПОМЕТРИЯ
В результате геопоэтической прогулки с «Ещё одной картографией» Максимилиана Неаполитанского пятью акторами и актёрами было создано символическое пространство – «мыслящее тело кита». Было выведено несколько ключевых интерпретативных линий: а) постантропоцентризм; б) сюжет о пророке Ионе; в) трансформационный потенциал всех вещей и явлений.
Остановки в пяти ключевых точках позволили дать им соответствующие имена по строчкам из подборки стихотворений, а также найти соответствия в теле кита / постчеловека. Кроме того, было найдено начало послания: «`Д Е Я С К В», однако участникам прогулки надоело писать все 25 букв.
Участники стали свидетелями трансформаций, сами пережили трансформацию и наконец достигли особенно желанной точки – юга мозга.
Подводя итоги прогулки и стремясь отразить на карте созданное пространство новых значений, одна из нас помыслила себя женщиной-китом – вслед за женщиной-кентавром и женщиной-виноградом, которых, двигаясь в постантропоцентрической парадигме, мы обнаружили в пункте 1.
Геопоэтка расположилась на карте Бутырского района таким образом, чтобы область живота приходилась на отправную точку (утробу), соединила отпечатки ног в след от китового туловища. Для достижения ещё более постантропоморфного облика было принято решение добавить отпечаток груди в области головы кита. Таким образом была создана Геопоэтическая Постантропометрия в противовес антропометриям Ива Кляйна (французский художник использовал женские обнажённые тела как «антропоморфные кисти». Женщины наносили на себя краску и оставляли на холстах отпечатки, повторяющие контуры их фигур – эти работы названы Антропометриями).
Вот как выглядит карта Бутырского района теперь: